EAX

EAX (Environmental Audio Extensions) — технология, разработанная студией Creative Labs. Обладает функциями создания звуковых эффектов окружающей среды. Применяется совместно со студийными звуковыми картами Sound Blaster и Creative NOMAD/Creative Zen. В настоящее время технология EAX имеет версию 5.0, она была представлена в линейке звуковых карт X-Fi, в августе 2005 года.

Технология

Системы аудиопозиционирования имеют возможность управлять местоположением источников звука и слушателя в 3D-пространстве. К примеру, в играх применяется эффект DirectSound3D, который служит для создания отдельных источников звука для каждого объекта в игре. Так, различные звуки (к примеру, выстрелы или шаги) могут звучать в разных местах 3D-мира. Эти звуки, так же как и слушатель, могут перемещаться в пространстве. 

Технология EAX улучшает эффект DirectSound3D путем создания виртуального окружающего аудио-мира. EAX эмулирует реверберации и отражения, направляющиеся со всех сторон от слушателя. Данный эффект создает впечатление, что вокруг слушателя существует реальный мир со своими параметрами. Звук описывает все: размеры помещения, свойства стен и прочие тонкости и детали. Разработчики игр могут создавать различные акустические эффекты для различных помещений. Так, пользователь, играющий в EAX-игру, слышит разницу в звуке при переходе, скажем, из помещения в тоннель.

Плюс ко всему, вместе с созданием окружающих эффектов, EAX может изменять параметры и различных источников звука. Если изменяется место расположения источника звука относительно слушателя, изменяются и параметры реверберации.

Технология EAX применена во многих известных современных компьютерных играх (Half-life, Counter-Strike, Grand Theft Auto IV, S.T.A.L.K.E.R., Doom 3). Данные игры поддерживают EAX версии 4.0 и 5.0, если на ПК установлено аудиоустройство с драйвером, поддерживающим OpenAL. 

В зависимости от версии EAX, растет и число одновременной аппаратной обработки голосов: чем выше версия, тем это число больше. Так, EAX 1.0 поддерживает до 8 одновременных потоков каналов, а EAX 5.0 - уже 128 потоков + до 4 различных эффектов для каждого.

Версии

Существует множество версий EAX, каждая из последующих получала от разработчиков все больше функциональных возможностей. Рассмотрим имеющиеся на сегодняшний день версии EAX и их функции, в сравнении с предыдущими версиями:

EAX 1.0

EAX 1.0 применялась в звуковых картах Sound Blaster Live!.

  • Поддержка 8 одновременно звучащих каналов.
  • Поддержка 32 индивидуальных каналов.
  • Аппаратный DSP Rendering.
  • Поддержка изменений мест в игре, а также эффекта реверберации и отражения.
  • Большое количество пресетов.
  • Возможность изменения реверберации окружения с ограниченным функционалом.
  • Возможность автоматического изменения интенсивности реверберации, в зависимости от положения источника звука.

Звуковая сцена в версии EAX 1.0 создается на основе заранее созданных пресетов. В них учитывается дистанция между источниками звука и слушателем. EAX 1.0 обладает огромным набором пресетов. Кроме того, реализована возможность изменения параметров поздней реверберации, а также автоматического изменения уровня, в зависимости от расстояния, за счет чего достигается улучшенное восприятие расстояния до источника.

EAX 2.0

Версия EAX 2.0 во многом повторяет первую, и более того, построена на ее основе. Имеет возможность создавать еще более реалистичные эффекты, благодаря внедрению поддержки преграждения и отражения звука. Кроме того, реализована улучшенная технология определения направления звука. А также:

  • Реверберационная модель получила обновление.
  • Добавлены эффекты звуковых преград и поглощений.
  • Раздельное управление начальными отражениями и поздними реверберациями. Непрерывный контроль размеров помещений. Модернизированная дистанционная модель для автоматического управления реверберациями и начальными отражениями. За основу в этой модели взято местоположение источника звука относительно слушателя.
  • Учет звуковых свойств воздуха, возможность поглощения звука.
  • Для использования эффектов Environmental Audio не нужно описание геометрии помещения.

EAX 3.0

Версия EAX 3.0, по сути, является расширенной второй. В ней реализован новый уровень реальности, которого удалось достичь благодаря поддержке местных и изолированных отражений. Также реализован "бесшовный" переход между звуковыми сценами.

  • Поддержка 64 индивидуальных каналов.
  • Контроль ранних ревербераций и отражений в каждом источнике звука.
  • Динамический переход между окружающими моделями.
  • Модифицированная дистанционная модель для автоматического управления реверберацией и начальными отражениями, в зависимости от положения источников звука относительно слушателя.
  • Расчеты Ray-Tracing для достижения параметров отражения лучей для каждого источника звука.
  • Отдельные отражения для дальних эхо.
  • Модифицированное дистанционное представление, заменяющее статическую реверберационную модель.

EAX 4.0

Технология EAX 4.0 реализована в звуковых картах Sound Blaster Audigy 2.

  • Эффекты реального времени.
  • Большое количество одновременных окружений.
  • Эффект флэнжер.
  • Эффект эхо.
  • Эффект дисторшн.
  • Эффект кольцевой модуляции.

EAX 5.0

Версия EAX 5.0 представлена в аудиокартах Sound Blaster X-Fi и ASUS ROG Xonar Phoebus.

  • Поддержка 128 индивидуальных каналов + 4 эффекта на каждый.
  • Функция EAX Voice. Возможность обработки входящего сигнала микрофона.
  • Функция EAX PurePath. Увеличение точности определения виртуальных источников звука.
  • Функция Environment FlexiFX (4 слота для эффектов на каждый канал).
  • Функция EAX MacroFX дает реалистичные эффекты на близком расстоянии.
  • Функция Environment Occlusion создает впечатление нахождения объекта за стеной.

Что в будущем?

Спецификация OpenAL 1.1 от компании Creative диктует динамику развития технологии EAX. Согласно этой спецификации, технология считается устаревшей. Новые разработки будут применять интерфейс OpenAL EFX. Он более глубоко интегрирован в среду OpenAL.

Эмуляция EAX

Студия Creative также выпустила специальные драйвера, позволяющие эмулировать технологию EAX. Они применяются в компьютерах, оснащенных  встроенной звуковой картой.

#